Условия местности и ее рельеф

Условия местности и ее рельеф обычно часто повторяются; поэтому имеются заранее разработанные поперечные профили земляного полотна дороги для наиболее часто встречающихся особенностей рельефа (равнина, косогор, холмы) и условий прокладки дороги на местности (насыпь, выемка). Такие профили называют нормальными, или типовыми, поперечными профилями.
Они могут отличаться друг от друга размерами, устанавливаемыми в зависимости от конкретных условий строительства данного участка дороги (различная глубина выемок или различная высота насыпей).
Поверхность проезжей части дороги укрепляют прочной дорожной одеждой.
Покрытие непосредственно воспринимает нагрузки, действующие на дорогу, и поэтому устраивается из прочных материалов. При двухслойном покрытии верхний слой называют — слоем износа, нижний несущим.
Основание воспринимает нагрузку от покрытия и через дополнительный слой передает ее на земляное полотно. Поскольку основание не подвергается непосредственному воздействию транспорта, его можно устраивать из менее прочных материалов по сравнению с материалами покрытия.
Подстилающий слой распределяет нагрузку по земляному полотну. Иногда этот слой служит для отвода воды, просачивающейся через покрытие и скапливающейся на поверхности земляного полотна.
В этом случае для устройства подстилающего слоя применяют рыхлые, хорошо дренирующие материалы (песок, гравий и др.). Дополнительный слой устраивают из гравийных материалов, дресвы, горелых пород, шлаков, укрепленных грунтов, крупнозернистых песков и других минеральных материалов.
Иногда дорожная одежда состоит из двух (щебеночное покрытие на песчаном подстилающем слое) и даже одного (грунтовая улучшенная дорога) конструктивных слоев.